Другие журналы

научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана

НАУКА и ОБРАЗОВАНИЕ

Издатель ФГБОУ ВПО "МГТУ им. Н.Э. Баумана". Эл № ФС 77 - 48211.  ISSN 1994-0408

Общие проблемы инженерного образования

Об опыте преподавания курса "Инженерная графика" студентам технического университета на основе принципов когнитивной технологии
# 12, декабрь 2014
УДК: 744.4
Лунина И. Н., Покровская М. В.
Изложены результаты применения принципов когнитивной технологии в курсе «Инженерная графика» при разработке дидактических материалов, структуры учебного процесса, организации контроля знаний и умений с целью формирования индивидуальных траекторий обучения, что обеспечило повышение содержательной и информационной доступности изучаемого материала для студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана. Уделено внимание важной проблеме – образованию студентов-инвалидов по слуху, для которых был разработан образовательно-реабилитационный комплекс (ОРК) по инженерной графике с использованием информационно-коммуникационных технологий. Повышение познавательной самостоятельности студентов, достигаемое благодаря применению когнитивной технологии образования, способствует более эффективному обучению в Университете, а также профессиональной, социальной и личностной адаптации выпускников в их дальнейшей деятельности.
Новый Порядок приема в вузы: вызовы и возможности
# 12, декабрь 2014
УДК: 378.1
Звягин Ф. В., Перепелица П. С.
С 2009 года зачисление на обучение в организации высшего образования России проводится в основном по результатам единого государственного экзамена, который сдают все выпускники школ. С этого же года Министерство образования и науки ежегодно вносит изменения в Порядок приема в вузы, которые порой существенно меняют правила игры, принятые в предыдущие годы. В таких условиях одной из главных задач подготовки приемной комиссии к новому набору становится анализ проведенного годом ранее набора, нового Порядка приема в вузы и попытка прогнозирования развития ситуации в новом году. В статье предлагается предварительный анализ возможных последствий введения новых правил организации конкурса и ограничений на минимальные баллы ЕГЭ для допуска к участию в конкурсе.
Информационная система поддержки процессов профессионального самоопределения
# 11, ноябрь 2014
УДК: 004.891
Макарова М. Ю., Самохин А. В.
Рассматривается информационная система поддержки процессов профессионального самоопределения, которая позволяет определить с помощью профориентационных методик профессионально-важные качества пользователей и подобрать в соответствии с ними подходящие профессии. Представлена трехуровневая концептуальная модель, отражающая этапы профессионального становления личности, на которых необходимо использование данной информационной системы для обозначения и корректировки профессиональных намерений. Предложен алгоритм добавления профессий в информационную систему, в основе которого лежит метод установления соответствий между профессиями и направлениями обучения, что способствует правильному и успешному выбору будущей профессии. Сделан вывод о необходимости использования системы в приемной комиссии учебных заведений и отделе кадров предприятий.
От абитуриента — до лейтенанта. Некоторые аспекты подготовки офицеров в УВЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана
# 05, май 2014
Горелов В. И., Звягин Ф. В.
В 2007 году начался новый этап в подготовке офицеров на базе МГТУ им. Н.Э.Баумана. В порядке эксперимента во вновь организованный Учебный военный центр Факультета военного обучения были приняты для обучения по программам подготовки кадровых офицеров 25 человек. Никогда ранее Университет не готовил кадровых офицеров, но накопленный опыт, позволил справиться с поставленной задачей на всех этапах ее решения. Во-первых, по новому решалась задача нового набора, во-вторых, была проведена реорганизация учебного процесса для курсантов, получающих одновременно гражданскую и военную специальности и, в-третьих, в 2013 году была выпущена первая партия лейтенантов, отправившихся служить в ВС РФ. Сейчас начатая в качестве эксперимента в 2007 году подготовка кадровых офицеров продолжается на регулярной основе. Летом 2014 года готовится новый набор курсантов УВЦ.
О роли преподавателя высшей школы в формировании профессиональных и морально-нравственных качеств студента
# 03, март 2014
Морозова М. А.
В статье анализируются причины наблюдаемого в настоящее время снижения уровня подготовки выпускников технических вузов. Показано, что основные причины этого явления во многом обусловлены «социально-экономическим фактором». На основе личного опыта преподавателя формулируются основные задачи, решение которых позволит повысить качество обучения студентов и их готовность к последующей профессиональной деятельности. Особое внимание предлагается уделять более акцентированной индивидуальной и групповой работе со студентами на семинарских занятиях, а также развитию способности студента к самообучению.
«Русский метод» в подготовке современной инженерной элиты
# 02, февраль 2014
доцент РК-2 Яминский А. В.
В статье излагается ретроспектива исторического «русского метода подготовки инженеров» и его значимость для взращивания современной российской инженерной элиты. Исследование основывается на опросе успешных выпускников школы формирования коммуникативной компетенции, действующей в ведущем инженерном вузе России – МГТУ им. Н.Э. Баумана. Это наиболее успешные выпускники университета, обладающие опытом академической мобильности или работы в международных инженерных компаниях. В результате сравнения современной российской и зарубежных инженерных школ обнаруживается отступление от исторического метода, имеющего судьбоносное значение для России в условиях порушенной экономики. Обсуждаются проблемы мотивации и адаптации выпускников на международном рынке труда, повышения эффективности инженерного образования и дается сравнительный анализ профессиональных навыков российских и зарубежных выпускников вузов.
77-48211/606106 Проблемы реализации Болонских соглашений в российской высшей школе
# 08, август 2013
Егорова Л. Е., Кондратьева О. Е., Росляков П. В., Шведов Г. В.
Рассматриваются причины появления Болонской декларации, ее цели и ключевые положения. Анализируется опыт европейских университетов по переходу от подготовки дипломированных инженеров к двухуровневой системе подготовки бакалавр-магистр. Описаны проблемы, с которыми столкнулась российская высшая школа в последние годы. Показаны проблемы реализации Болонской декларации в России. Сформулированы задачи по улучшению качества подготовки выпускников российских технических вузов в рамках болонского процесса и предлагаются пути их эффективного решения. В эту работу должны быть вовлечены не только абитуриенты и студенты, но также профессорско-преподавательский состав и основные работодатели.
77-48211/603456 К вопросу повышения уровня геометро-графической подготовки абитуриентов высших технических учебных заведений
# 07, июль 2013
учитель черчения, Центр образования № 1498, г. Москва Анисимова Г. А., Мелкумян О. Г., Москаленко В. О.
Рассмотрены причины низкого уровня подготовки абитуриентов в области геометро-графических знаний. Предложена идея создания нового школьного предмета как синтеза дисциплин – геометрии, черчения, технического рисунка и информатики.
77-48211/590806 Анализ состояния разработки техническими университетами основных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
# 06, июнь 2013
Ющенко А. С., Строганов Д. В., Горячкина А. Ю., Маслов Б.
В 2011-2013 гг. Ассоциация классических университетов России и Ассоциация технических университетов по заданию Министерства образования и науки Российской Федерации выполняют проект «Экспертно-аналитическое обеспечение повышения качества образовательных программ  начального, среднего и высшего профессионального образования на основе мониторинга эффективности внедрения федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования в региональные системы профессионального образования» в рамкахФедеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.
77-48211/586098 Применение принципов бережливого производства к оптимизации образовательного процесса на примере обучения дисциплине «Аналитическая геометрия»
# 06, июнь 2013
Прозоровский А. А.
Исследуется вопрос оптимизации образовательных процессов, т.е. достижение такой организации обучения, при которой передача знаний от преподавателя к обучающемуся и приобретение навыков и умений происходят с минимальными затратами времени и других ресурсов. Впервые данная проблема анализируется методами бережливого производства. Проведено картирование учебного процесса, выявлены три вида потерь, предложены семь улучшений. Обоснована актуальность введения в инженерном образовании такого вида занятий, как контролируемая самостоятельная работа (КСР). Принципы бережливого производства возможно распространить на инженерное образование в целом.
77-48211/582881 Преподавание курса «Устройства приема и преобразования сигналов» в МГТУ им. Н.Э. Баумана
# 06, июнь 2013
Кузьмина Е. К., Жаркова Н. А.
В предлагаемой статье описаны учебная программа и методика преподавания курса «Устройства приема и преобразования сигналов», подготовленного кафедрой «Радиоэлектронные системы и устройства» в МГТУ им. Н.Э. Баумана в рамках разработки новых собственных образовательных стандартов Университета. Программа реализует рекомендуемый в настоящее время рейтинго-модульный принцип организации преподавания дисциплины с текущей отчетностью студентов, оцениваемой по мере освоения отдельных разделов модулей и сдачи экзамена. Прохождение курса полностью обеспечено современным лабораторным оборудованием и методическими пособиями, предоставляемыми пользователям на сайте кафедры в электронном университете и в библиотеке МГТУ.
77-48211/582952 Учебная специализация «Радионавигационные системы и комплексы» в составе собственного образовательного стандарта МГТУ им. Н.Э. Баумана
# 06, июнь 2013
Власов И. Б.
В предлагаемой статье описаны назначение, структура, содержание и учебный план новой специализации «Радионавигационные системы и комплексы», разработанной в процессе создания нового поколения собственных образовательных стандартов МГТУ им. Н.Э. Баумана. Программа предназначена для студентов 5-6 курсов обучения по направлению «Радиотехника» (специальность 210601 «Радиоэлектронные системы и комплексы»). Программа реализует рейтинго-модульный принцип организации преподавания дисциплины с текущей отчетностью студентов, оцениваемой по мере освоения курса. Программа включает в себя обязательные курсы, а также курсы по выбору (факультативные).
77-48211/578069 Анализ места и роли некоторых дисциплин общенаучного цикла в программах подготовки магистров техники и технологии
# 05, май 2013
Берчун Ю. В.
В статье рассматривается вопрос о наполнении и формах реализации ряда дисциплин общенаучного цикла подготовки магистров техники и технологии. Актуальность темы обусловлена принятием ФГОС-3 и переходом на двухуровневую систему подготовки. На сегодняшний момент подготовка магистров не является повсеместной и массовой, управление ей возможно в «ручном» режиме. Оставшиеся 2 года следует воспринимать как своего рода полигон и использовать для отладки программ подготовки магистров. Ведь уже в 2015 году произойдёт первый массовый выпуск бакалавров, что повлечёт за собой существенно увеличенный (в разы, а в ведущих ВУЗах – примерно на порядок) набор в магистратуру. В статье проводится сравнение реализации общенаучных дисциплин в ведущих университетах России – МГУ, ВШЭ, МЭИ. С учётом опыта этих ВУЗов и опыта МГТУ им. Н.Э. Баумана предлагаются рациональные варианты реализации указанных дисциплин при подготовки магистров в технических университетах.
77-48211/541921 Методы профессионального образования в практике студенческой научно-технической инноватики
# 01, январь 2013
Северов С. П., Северова Л. В., Шевчун В. Н.
Научно-методические проблемы  оптимизации студенческих инновационных  объединений научно-техничеcкого творчества молодежи коррелируется с областями научных специальностей 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» и 19.00.03 «Психология труда, инженерная психология, эргономика». В целом, тематика студенческой инноватики близка к информационным полюсам Теория обучения, Инженерная психология и Теория профессионального образования, но не сводится ни к одной из указанных. Авторы взяли на себя труд дать ретроспективный сравнительно-сопоставительный анализ студенческой инноватики 1960-х и прогноз её развитие на период до 2020 года. Авторами кратко, но системно полно, рассмотрены практически всех существенные факторы, влияющие на эффективность студенческой инноватики. Выделены области предпочтительного внедрения в академический процесс. Предложен интегрированный проектно-конкурентный подход к студенческой инноватике. Рекомендации иллюстрируются командными результатами студенческих объединений СНТО и СКБ: ПОДВОДНЫЙ РОБОТ, СПУТНИК ЗЕМЛИ, КиберРУКА, АвтоБОЛИД и более чем 50-тью авторскими  работами студентов.
77-48211/536105 О проектировании содержания курса физики в техническом вузе: компетентностный подход
# 02, февраль 2013
Ан А. Ф.
В статье на основе экспертных оценок учебных элементов примерной программы курса физики, опирающихся на структурно-логический и частотный анализ содержания обучения, выделены темы, наиболее значимые для освоения дисциплин профессионального цикла и основ физического мировоззрения выпускника технического вуза по конкретному направлению подготовки. Предлагаемые подходы и полученные результаты могут служить ориентировочной основой для совершенствования содержания дисциплины «Физика» в составе компетентностно ориентированных образовательных программ, разработки учебно-методических комплексов, процедур и фондов оценочных средств диагностики соответствия уровня подготовленности по физике требованиям федерального и вузовского компонентов образовательного стандарта.
77-48211/520108 Всемирная инициатива CDIO как контекст третичного образования
# 09, сентябрь 2012
Трещев А. М., Сергеева О. А.
Авторы подчеркивают важность третичного образования в повышении конкурентоспособности бизнеса, уделяя особое внимание формированию бережливого мышления у всех субъектов образовательного процесса.  В статье особое внимание уделено необходимости использования стандартов Всемирной инициативы CDIO для выстраивания новой архитектуры образовательного процесса.
77-48211/476296 Профилирование подготовки бакалавров по направлению «Информатика и вычислительная техника» в области автоматизированного проектирования на примере МГТУ им. Н.Э. Баумана
# 09, сентябрь 2012
Берчун Ю. В.
В статье рассматриваются вопросы проектирования образовательных программ высшего профессионального образования в условиях перехода на двухуровневую систему подготовки. Показывается необходимость введения системы профилей подготовки бакалавров как основы для выстраивания программ подготовки магистров и эффективной работы аспирантуры. Приведён пример формирования системы профилей в области автоматизированного проектирования в рамках направления подготовки 230100 <<Информатика и вычислительная техника>> применительно к собственным образовательным стандартам МГТУ им. Н.Э. Баумана.
77-48211/435186 Практическое управление студенческим креативным МАТЕС проектом гидробота.
# 08, август 2012
Северов С. П.
Автор вводит в методическое обращение и критически оценивает распространенную за рубежом, но практически неизвестную в нашей стране, инновационную образовательную проектно -процессную технологию МАТЕС – Marine Advanced Technology Education Center –Центра морских перспективных образовательных технологий. Технология, в значительной степени, особенно на завершающей фазе годичного жизненного цикла, основывается и базируется на соревнованиях MATE Competition университетских команд, ежегодно проводимых c 2001 г. На основе анализа опыта участия в соревнованиях МАТЕС российских университетов ДВГТУ и МГТУ с 2008 г. автор приходит к выводу об исключительной ценности прямого сопоставления уровней инженерного образования различных университетов в одних и тех же условиях конкурсного подводного полигона. Автором показано, что целесообразное использование в условиях РФ методологий МАТЕС и РМВОК позволят значительно повысить результативность инженерного образования специалистов подводной робототехники и морской индустрии. Общие утверждения иллюстрируются примерами структурной декомпозиции подводных операций МАТЕС-2010 и МАТЕС-2011.
77-48211/419145 Применение информационных технологий для решения задач повышения качества образования на примере Интернет-лаборатории «Глобальные навигационные спутниковые системы»
# 06, июнь 2012
Власов И. Б., Мыкольников Я. В., Семенов Д. В., Шумов А. В.
В МГТУ им. Н.Э. Баумана создана Интернет-лаборатория «Глобальные навигационные спутниковые системы», предусматривающая проведение удаленных лабораторных работ по исследованию характеристик навигационной аппаратуры. Созданный программно-аппаратный комплекс является базовым учебно-методическим средством поддержки удаленных сетевых практикумов по глобальным навигационным спутниковым системам. Применение современных образовательных технологий позволило повысить качество подготовки будущих инженеров и  специалистов в области спутниковой навигации.
77-48211/419126 Проведение зачётных мероприятий по системе «Шведский стол»
# 06, июнь 2012
Зайцева А. В.
Классическая форма проведения экзамена подразумевает распределение вариантов заданий между студентами случайным образом. При этом хорошо успевающему студенту может достаться вопрос по теме, вызывающей у него наибольшие затруднения, в то время как не самому прилежному учащемуся попадётся лёгкий с его точки зрения билет. В статье предложен альтернативный подход, предоставляющий экзаменуемым возможность самостоятельно выбирать задачи. Накладывая определённые ограничения на общее количество и среднюю сложность отбираемых задач, описанный подход тем не менее даёт широкую свободу выбора и устраняет фактор случайности.
 
ПОИСК
 
elibrary crossref ulrichsweb neicon rusycon
 
ЮБИЛЕИ
ФОТОРЕПОРТАЖИ
 
СОБЫТИЯ
 
НОВОСТНАЯ ЛЕНТА



Авторы
Пресс-релизы
Библиотека
Конференции
Выставки
О проекте
Rambler's Top100
Телефон: +7 (915) 336-07-65 (строго: среда; пятница c 11-00 до 17-00)
© 2003-2017 «Наука и образование»
Перепечатка материалов журнала без согласования с редакцией запрещена
 Тел.: +7 (915) 336-07-65 (строго: среда; пятница c 11-00 до 17-00)